Как грамотно строить планы на будущее?

Дорогие друзья! В субботу в 16:00 я проводила трансляцию в перископе на тему грамотного планирования времени, а точнее, грамотной постановки целей и задач. Запись по какой-то странной причине оборвалась и не сохранилась. Этот пост дублирует в текстовом варианте мою трансляцию. Читайте, пользуйтесь во благо! :)

Как грамотно строить планы на будущее?

Тем, кто хочет научиться эффективно и грамотно использовать свое время, я всегда говорю: "Можно научиться успевать делать всё. НО! Не сразу." Всему своё время.

Навык успевания – это как мышца, которую можно натренировать. Равно как Вы не сможете с ходу взять вес в 100 кг., точно так же Вы не сможете нагрузить себя в один момент списком из 20 крупных задач и с успехом выполнить их в этот же день без потерь для здоровья и психики.
Для успешной "прокачки" навыка успевания, необходимо помнить о правиле "3-х П":

1. Постоянство
2. Периодичность
3. Правильная мотивация

Сегодня мы поговорим о ключевых базовых постулатах грамотного планирования.

1. Счастье или несчастье?


Замечали, что окружающих людей можно разделить на две большие группы? Первая группа людей — эдакие везунчики. Кажется, что у них всё получается, любое дело спорится, они счастливы, достаточно успешны, у них хорошее настроение и всё-то они успевают: и отдыхать ездят постоянно, и покупки, и мероприятия, и работа.

Вторая группа – активно старающиеся или не очень старающиеся, но те люди, у которых постоянно какие-то проблемы. Этих проблем может быть больше или меньше, но они есть, и даже если человек старается их решить, у него либо не получается это сделать, либо эффект недолгий.

Вам знакомы такие люди?

В первом случае человек точно знает, чего он хочет, что он умеет делать, он видит перед собой цели, причем это именно его цели, а не насаженные кем-то в его голову или установленные ввиду обстоятельств. Этих людей не заставишь делать то, что они не хотят, даже за деньги. Таких невозможно сбить с пути, они сами принимают решения и живут сообразно своему предназначению.

Они проживают свою жизнь, а не чужую, тратят свое время и силы на то, чем должны заниматься, а не чем заставляют. Человек растет как личность, как профессионал. Тратит свои силы и энергию разумно и рационально.

Во втором случае человеком движут не его цели и планы, а обстоятельства. Он легко поддается влиянию окружающих, мнителен, чужая критика расстраивает его и ранит. Невзначай сказанное слово неодобрения может испортить его настроение и отбить охоту делать что-либо вообще. Начиная новую жизнь, он подходит к делу с энтузиазмом, но достаточно быстро «остывает» и опускает руки. Занимается и зарабатывает, как правило, тем, что ему не нравится. На предложения что-то поменять в своей жизни говорит что-то в духе: «Ну как же я поменяю работу, у меня ведь…» и дальше идут всевозможные отговорки.

Человек проживает чужую жизнь либо старается не думать о своей жизни и целях вообще. Карьерный рост ему не дается, поскольку расти в том деле, которое ты не любишь, практически нереально. Силы уходят в никуда.

Как Вы считаете, что кардинально отличает людей из первой группы, т.н. "счастливчиков", от других?

Основное отличие между этими людьми заключается в том, что у первых правильно расставлены приоритеты и определены основные направления и цели в жизни.

Грамотно поставленные цели и выстроенная система ценностей и приоритетов в жизни – это фундамент Вашего благополучия и успеха. Если Вы ставите цели, которые противоречат Вашему мироощущению, совести, представлениям о счастье, Вы никогда не достигнете этих целей и, соответственно, не станете в полной мере счастливыми.

Подумайте на досуге и честно ответьте для себя на несколько вопросов:
- Каких людей в Вашем окружении больше?
- Каким человеком хотите быть Вы?
- К какой группе людей на сегодняшний день Вы можете отнести себя?

2. счастье VS удовольствие


Наверняка Вам встречались такие люди, у которых есть всё для счастливой жизни: дом, машина, модные наряды, внимание, успех, но они этому либо не рады вообще, либо относятся к этому как к чему-то само собой разумеющемуся. Большую часть времени такие люди, как ни странно, страдают или «пострадывают». Наряду с такими людьми Вам наверняка встречались и те, которые живут семьей в маленькой квартирке, скромно одеваются, у них непритязательное меню, кафе могут позволить себе разве что на праздник. При этом они жизнерадостны, активны, аж светятся.

Задумывались ли Вы над тем, почему первые остаются несчастными, хотя у них есть всё, что, как нам кажется, для счастья нужно, а вторые счастливы вопреки отсутствию многих благ?

Все дело в том, что мы часто путаем понятия счастья и удовольствия, хотя разница в них существенна. В результате мы окружаем себя тем и стремимся к тому, что доставляет нам удовольствие, но не дарит ощущение счастья.


Основная задача – понять, что делает Вас счастливыми, а не что дарит Вам удовольствие. Грамотно сформулировав цели с учетом вышесказанного фактора, Вы сможете избежать в дальнейшем неразумной траты времени и сил на то, что никогда счастья Вам не принесет, и сфокусировать свое внимание на более разумных и необходимых для Вас задачах.

3. Основные сферы жизни и их планирование.


В преддверии Нового года многим из нас свойственно строить планы на будущее, ставить перед собой новые цели, свято веря в то, что в следующем, новом, году они обязательно реализуются, и все мечты сбудутся. Начиная планировать будущий 2016-й год, не забудьте оценить состояние основных сфер своей жизни на настоящий момент.

Для этого выпишите в столбик те сферы жизни, которые Вы считаете важными, например:
1. Здоровье
2. Красота и мода
3. Семья
4. Уютный дом
5. Работа
6. Творчество
7. Личностный рост
8. Отдых
9. Путешествия
10. …
и так далее. Количество сфер у каждого может различаться, и это нормально.

Далее оцените по 10-ти балльной шкале каждую из выписанных Вами сфер жизни, где 0 - совсем недоволен, а 10 - доволен на 100%, лучше и быть не может. В итоге у Вас получится что-то наподобие:
1. Здоровье - 6
2. Красота и мода - 8
3. Семья - 6
4. Уютный дом - 5
5. Работа - 10
6. Творчество - 2
7. Личностный рост - 1
8. Отдых - 3
9. Путешествия - 3

Полученные данные внесите в табличку Excel и составьте лепестковую диаграмму с маркерами. То же самое можно сделать на листе бумаги от руки. Используя данные, приведенные выше, я составила диаграмму, имеющую следующий вид:


Подобные диаграммы часто называют "Колесом жизни", т.к. они наиболее наглядно иллюстрируют то, какая из сфер Вашей жизни больше всего "выпадает" в настоящий момент, и над чем стоит работать в первую очередь. Чем ровнее, а точнее, "круглее", выглядит Ваше "жизненное колесо", тем гармоничнее Вы живете и ощущаете себя.

Вероятно, если подобная диаграмма составляется Вами впервые, она будет иметь форму, мало напоминающую круг, как это проиллюстрировано в примере. Это означает, что сфер жизни, над которыми стоит работать, много. Есть огромный соблазн взяться за всё сразу, но вы же помните, с чего мы начинали нашу беседу? "Можно научиться успевать делать всё. НО! Не сразу."

Для начала выберите 1-2 сферы жизни, над которыми Вы начнете свою работу. Я рекомендую в качестве обязательной выбирать Здоровье (поскольку без него нам уже не будут нужны ни блага, ни развлечения, ничего больше) и что-либо на выбор еще, и распланировать список целей и задач по этим двум сферам на месяц.

Допустим, Вы решили заняться своим здоровьем, и хотите наладить систему правильного питания. Если до этого момента Вы питались преимущественно фаст-фудом или полуфабрикатами, то, скорее всего, Вашей первой задачей станет изучение темы правильного питания и выбора своего рациона на этот месяц. Что ж, так и запишем. И далее конкретизируем нашу цель, разбив ее на ряд дополнительных задач:

Цель: Выстроить систему правильного питания
Задачи:
1. Изучить материалы о правильном питании
2. Составить список полезных продуктов
3. Закупить в супермаркете полезные продукты по списку
4. Выбросить из холодильника все вредные и пропавшие продукты питания
5. Найти в интернете рецепты вкусных диетических блюд
6. Купить пластиковые контейнеры (ведь на работе Вам тоже нужно правильно питаться, а в столовой под боком навряд ли подадут свежие овощи с пропаренным куриным филе)
и т.д.

И только тогда, когда перед Вами лежит такой список, Вы можете смело открывать свой планер и записывать задачи на определенные дни месяца. А чтобы не забыть о данном себе обещании, поставьте на мобильном устройстве множество напоминалок и будильников. Помня о правиле "3-х П", Вы за месяц сформируете у себя полезную привычку, которая подарит Вам хорошее самочувствие, настроение, чувство гордости и удовлетворения.

На этом, пожалуй, разговор об основных правилах долгосрочного планирования, я завершу. О том, как грамотно выделять время на реализацию тех или иных задач и как не тратить время впустую, я расскажу в своей следующей трансляции. В перискоре я, как и в инстаграм, la_la_kate.

До новых встреч!
Сбычи мечт, осуществления планов в Новом году!
Image Hosted by PiXS.ru
Спасибо, очень интересная статья!
Сама, к сожалению, отношусь ко второй группе. И осознаю это. Часто говорю себе, что вот сейчас начну новую жизнь, и каждый раз появляются какие то отговорки. Надо взять себя в руки. И начать с составления диаграммы)))
так приятна, что статья понравилась и, по всей видимости, оказалась полезной! Надеюсь, у все получится!